Серия поездок на большие расстояния на мотоциклах эндуро по дорогам с минимальным содержанием асфальта.
16 мая 2015 года в Могилёве проводились соревнования внедорожной техники — мотоциклы, квадроциклы, джипы и др. Это послужило поводом оживить, а точнее воплотить в жизнь наработки маршрутов по второстепенным и полузаброшенным дорогам, т.к. просто ехать по асфальту можно и на автобусе. И вот ранним субботним утром 4 эндуриста направились к точке старта, которую я намеренно назначил ближе к центру полигона Стиклево.
Чтобы осуществить поездку и без лишних усилий успеть к 7 утра в точку встречи, мотоцикл пришлось подготовить заранее, заправить и оставить на ночевку недалеко от дома. Маршрут ожидался длинной 250 километров в одну сторону.
Утро
Подъём в 5:30, небольшое удивление по поводу того, что солнце уже светит и даже немного греет, завтрак, по традиции плотный, чтоб подольше не захотелось есть, последний взгляд в интернет и бодрящий утренний мороз воздух подсказывает, что одеваться нужно было теплее, а раз нет, то ехать нужно покороче, не быстро и желательно не по самой простой дороге.
На полигоне навстречу ехали военные на различной технике, не знаю, что думали они, но лично мне не хватало места в правой полосе гравийной дороги, несмотря на то, что мне «уступили» дорогу и пришлось немного поднапрячься, чтоб не снижать темп и не вылететь под колёса военного грузовика.
Песок на пути к «кургану» заставил немного размяться, но главное в дальних поездках не красивое прохождение, а финиш, до которого необходимо добраться живым и здоровым. На курган я приехал ровно в 6:55, как и собирался и там меня уже ждали двое: Денис и Юра. С Юрой я ещё был незнаком, хоть и пересекался на каких-то мероприятиях, а с Денисом мы вместе накрутили немало интересных километров. Ещё через 5 минут подъехал Михаил на турэндуро Kawasaki. Короткое знакомство, инструктаж и поехали.
Минск-Березино
Я ехал первым, т.к. у меня был трек, навигатор и, собственно, инициатива. Вторым поначалу поставил Дениса — у него была самая, на вид, изношенная резина. Юра и Миша ехали последними, на 5м километре случилось первое падение. Пришлось немного сбросить темп, хоть по мне мы и так ехали не спеша. Добрались до водохранилища, визуально брод был проходим, дно виднелось в прозрачной воде совсем близко и я поехал показывать пример прохождения. Как оказалось за зиму я совсем забыл про все тонкости этого препятствия и если бы что-то пошло не так, я был бы не готов, но к счастью было мелко и я просто промочил ботинки, забыв убрать их с подножек повыше. Юра объехал по наклонному бетону дамбы, чем немало нас удивил, Денис и Миша проехали вслед за мной. но уже не повторяя моей ошибки.
До аэропорта доехали по треку, а дальше слегка срезали, укоротив маршрут и объехав городок. А вот заказник Пекалинский нас встретил по-новому перепаханными дорогами. Точнее их не вспахали, а они сами осели за зиму по сложному профилю, что заставляло агрессивно вваливать и что совсем не получалось у Михаила вследствие изношенной резины и тяжеловатой техники. Пришлось искать объезды и просто потерять немало времени.
После заказника снова хорошая лесная дорога, но навигатор не всегда справлялся с развилками, пару раз приходилось возвращаться, к счастью не далеко.
После лесов выбрались на дорогу, которую я сам для себя назвал «шоссе для эндуро» — идеально прямая, но сильно разбитая и разъезженная дорога длиной 15 км и еще столько же в сторону Минска уже не пригодно для движения . Возможно когда-то здесь был оживлённый тракт…
После д. Гродна (или как в самой деревне написано Градно) нас встретил мой любимый заболоченный кусок дороги, который сумел завоевать симпатии с первого раза — дорога идёт вдоль болота, поперёк её пересекает ручей, а по неё самой разлилась длинная лужа, которой все боятся. Я как и в прошлый раз проехал по воде, держась строго по колее, как самой «утоптанной» части затопления, остальные поехали по пешеходной тропе вдоль края, что сложнее — в случае заминки под левую ногу попадает глубокая колея, а под правую кусты.
После брода на пути оказалась лужа, на которую я раньше просто не обращал внимания — проезжал сбоку не задерживаясь и всего-то делов, но в этот раз она играла весенними красками в лучах ещё пока что утреннего солнышка и глядя на её красоту и гармонию пришлось повозиться чуть дольше.
Небольшой манёвреннинг по деревням и на затяжной лесной дороге с песчаным покрытием я поймал перегрев — скорость маленькая (30км/ч), обдува никакого, а нагрузка на мотор двойная. Пришлось поддать газку и ехать в одиночестве. И дождик тоже посочувствовал японским инженерам и включил водяное охлаждение разбрызгиванием.
Ссылка на видео
К 11:38 мы прибыли на берег реки Березина.
Средняя скорость без учёта остановок 31.6км/ч, с учётом 21.5км/ч, что маловато для дороги данной мсложности. Мой рекорд на данном участке 39км/ч, но это далеко не предел даже для прогулочно-туристического темпа.
Ссылки: предыдущая поездка по маршруту Минск-Березина, первая поездка и история разработки маршрута.
Березино-Могилёв
После непродолжительного обеда, с костром и горячим чаем, жареным салом и сникерсами поехали дальше. До Березино идёт хороший грейдер плавно переходящий в асфальт. Продолжать поездку по треку дальше не получалось: навигатор сдох, а ралли уже началось и, чтоб увидеть хоть немножко мы «рванули» по асфальту со скоростью 80км/ч. На этой скорости ещё не слишком быстро изнашивается резина и меньше продувается ветром экипировка, чем на скорости например 100.
В дороге догнали дождевую тучу, пришлось остановиться под навесом и переждать.
К 14:00 мы приехали к месту проведения ралли и здесь нас накрыла вторая туча, которая шла с небольшим отрывом от первой.
К слову о навигации — со спутника въезд в деревню Павловка выглядел совсем не так как в реальности и мы потратили немало времени, чтоб найти само место проведения. Тщательно изучайте место назначения! Даже если вас там ждёт накрытый стол, до него нужно суметь доехать!
Ралли
Заезды мотоциклистов были очень динамичны, но мы на них не успели совсем. Пришлось довольствоваться наблюдением за катающимися по трассе.
Могилёв-Березино. Бездорожье.
В 16 часов стало понятно, что дольше засиживаться уже никак нельзя, пора ехать.
Михаил поехал в Минск асфальтом, мы же остались верны идее.
Погода радовала кратковременными дождями и 10ю градусами тепла при сильном ветре. Выехав я обнаружил странные глюки двигателя. В первый раз оказалось, что неплотно закрылся подсос, а позже, что заканчивается топливо (переход на резерв). На дорогах, идущих на запад мотор отказывался тянуть — встречный ветер не позволял включить последнюю передачу и громко завывал в пустой голове шлеме. В какой-то момент налетела туча, начала поливать нас дождём и усилила встречный ветер до совершенно непригодного для поездки уровня. Пришлось остановиться за ветрому небольшой рощицы под деревьями.
Некоторые дороги были неповторимы по полученным ощущениям. Например эта — длинная, глиняная, промокшая под дождём, скользкая как мокрое мыло, с глубокими ровными колеями, в которые только-только вмещаются по ширине мотоцикл с ботинками на подножках. Пришлось разучивать подтягивание ботинок вверх, методом фиксации коленями за бензобак, для уменьшения энергопотерь. По другому нельзя — случайный зацеп мотобота за стенку колеи на скорости — и никакие шарниры не спасут от выкручивающего колено усилия. Можно еще ехать по центру между колей, но было очень скользко и я почти сразу оказывался снова внизу. А выскочить обратно наверх задача не из простых.
Скорость держалась не больше 20км/ч, быстрее не позволяла резина и отсутствие зацепа. Как ехал Денис я вообще не представляю — у него резина еще более асфальтовая.
После колей пошла полевая дорога, которая была еще более скользкой, но теперь более гладкой. Здесь, почти в самом конце я и навернулся — бензин подошёл к резерву, карбюратор начал периодически хватать воздух вместо бензина, мотор начал работать рывками, а требовалась максимально гладкая характеристика и в один из неподходящих моментов заднее колесо соскользнуло дальше, чем можно было поймать.
Падение получилось неопасным, но оставило за собой отпечаток. Точнее два: один глиняный по всем контактным зонам, второй стратегический — пришлось ехать ещё медленнее и ещё осторожнее.
В какой- то момент мы упёрлись в свежевспаханное поле шириной метров 100, на дальнем крае которого виднелось продолжение дороги, а на переднем стоял трактор и рядом отдыхал (рыбачил?) тракторист. Нам как-то не по совести посевы портить, ну мы и спрашиваем. Получается что-то вроде диалога:
— Как бы нам вон туда проехать?
— А куда вам надо?
объясняем на пальцах
— Здесь вы никак не проедите.
— А вдоль края?
— Если вам надо в Белыничи то вы зря съехали с трассы… — А поле засеяно?
— Засеяно. Но вы не проедите…
Пришлось доказать, что эндуристы проедут, а если посевы важны, то лучше показать им дорогу в ту сторону, куда они просят. Обидно, что пришлось топтать поле, но если сам пахарь не против и берёт на понт…. Пусть потешится, нам не трудно
Возле Белыничей прямо посреди коттеджной застройки началась очень приятная лесная дорога, которая правда провела нас мимо АЗС, на которую пришлось потом возвращаться.
Кстати дял эндуро очень рекомендую цнянское водохранилище вечером — отличное место для катания. И дороги натоптанные есть, и тропинок мелких и больших хватает. И просто лесочек, и природа в целом красивая. Да и от города и откольцевой недалеко.