еловый лес, мох

Весенний велопоход в Налибокскую пущу

Четыре дня в седле велосипеда наматывать по 50 километров по самым разным дорогам — от скоростного асфальта, до болотной тропы, бороться с встречным ветром с температурой от 4 до 8 градусов, силой более 10 метров в секунду, снегом и дождём сыплющимся сверху почти без предупреждения каждые 3-4 часа; продираться через бурелом или утаптывать новую дорогу по свежевспаханному полю — это не только реальные события, но уже почти традиция. Традиция почти каждую весну после Пасхи на 2, а лучше 4 дня уезжать от шумного города в глубокие леса, еще пока существующей Налибокской пущи, раскинувшейся на сотню километров, таящей в себе немало чудес и нетронутых человеком уголков природы. Почти не тронутых…

IMG_2010_tnСобирались недолго — 2-3 пробных веловыезда, самый длинный из которых был всего 50км, неделя на форуме poehali.net и ранним утром в субботу электричка Минск-Столбцы отвезла меня с Инной и ещё 2х человек, которые откликнулись на форуме на станцию Асино, где мы начинали маршрут.

День первый

IMG_2011_tn_tnПервое, что нас интересовало — это была погода. Прогнозы синоптиков не совпадали даже на ближайшие сутки, а прогнозы на разных сайтах не пересекались даже в общих чертах, но выйдя на перрон мы окунулись во влажное, солнечное весеннее утро. Закрепив багаж, который предстояло везти ближайшие 4 дня и одев рюкзаки мы покатились по тропинке, объезжая дачников.
Первые 2 десятка километров предстояло проехать по известным мне дорогам, но память коварно самоочистилась и приходилось регулярно заглядывать в карту.

Речка Ливанка выше деревни Ливье

IMG_2018_tn_tnПочему карта, а не например, навигатор? — электронное устройство, думающее за современного человека. Всё очень просто: во-первых карта имеет размеры полноформатного дисплея, возить который в кармане явно не получится и при этом не требует электричества, чего не скажешь о навигаторе, а во-вторых так спортивнее.

IMG_2026_tn_tnТем временем дорога вдруг стала совсем непроезжаема и мы начали продираться по азимуту.
По азимуту попалась речка Ливанка, которую предстояло пройти вброд. Но лезть в холодную воду совсем не хотелось и я пошёл искать переправу. Переправа нашлась быстро, это были несколько брёвнышек, лежащих (брошенных) на дне речки и, как следствие, мокрые и очень скользкие.

IMG_2021_tn_tnПереходить пришлось очень аккуратно, подстраховывая идущего с обоих берегов. Упасть — означало задержаться здесь минимум на час, чтоб высушить одежду у костра: погода не позволяла ехать в мокрой одежде.

IMG_2029_tn_tnПосле переправы еще 100 метров по давно заброшенной просеке, где почти не получалось ехать, а приходилось постоянно перетаскивать велосипед через брёвна. Это не есть плохо — следуя только по накатанной дороге в таких местах можно никогда и не очутиться, наблюдая только за теми красотами, которые доступны с дороги. А красоты стоят того, чтоб на них посмотреть вблизи, пусть даже и ценой некоторых трудностей.

IMG_2032_tn_tnIMG_2035_tn_tnПосле деревни Ливье мы должны были проехать в д.Рожанка, но немного отклонились вправо, и выехали ближе к д.Полоневичи, немного недоезжая до которых, устроили первую остановку с горячим чаем. Очень помогла в этом горелка, правда в ветренную погоду скорость закипания воды раза в два меньше, но время необходимое на разведение костра с этим не сравнимо.

IMG_2037_tn_tnПо д.Полоневичи проложен асфальт, что помогло наверстать упущенное время, дальше грейдер, но довольно ровный, что радовало. По левой стороне по верху холмов расположены 2 ДОТа, их ещё видно, но совсем скоро листва скроет их от любопытных глаз и найти их можно будет только зная, где они есть.

photo by BloodyPooh

Деревню Рожанка мы пересекли почти не задерживаясь. Почти, потому что на открытом пространстве встречный ветер обрёл свою силу и всячески мешал движению, особенно в горку. Из деревни в нужном нам направлении, судя по карте и старой памяти, идёт хорошая лесная дорога, ныряющая в лес почти сразу после деревни.

IMG_2044_tnНа деле оказалось, что во-первых она идёт по краю поля, прорезая лишь небольшие перелески, встречающиеся на пути, а во-вторых половина дороги пришла в упадок и не используется, а в пределах поля еще и перепахана местами.

IMG_2049_tnПриходилось буреломить, ездить на разведку и гадать на сосновых шишках, чтоб выехать в нужном направлении потратив минимум лишних усилий.
Но мы были не против, т.к. ехали именно за этим.

photo by BloodyPooh

Еще после некоторого количества усилий выбрались на асфальт — сначала это было продолжение нашей лесной дороги, правда закрытый со стороны шоссе шлагбаумом и табличкой, гласящей, что мы находимся в какой-то  санитарной зоне, а затем и самим шоссе, к которому мы стремились проехать.

IMG_2055_tnНо асфальт в наши планы не входил и через 2 километра мы свернули в сторону деревни Рудня двигаясь вдоль небезызвестной реки Сула в сторону деревни с красивым названием Каролина.

IMG_2057_tnIMG_2059_tnIMG_2060_tn

IMG_2069_tnПосле Каролины дорога опять шла по полю против ветра. Мы проехали уже больше половины суточного пробега и пора было останавливаться на обед. Многие велосипедисты выходного дня полноценного обеда с костром и горячими блюдами не устраивают, ограничиваясь лишь перекусом, или готовят чай на горелке, пытаясь больше проехать за день. У меня подход другой — мы на отдыхе, а значит и кушать должны полноценно и полежать после еды хотя бы 20 минут очень даже нужно.

IMG_2072_tnДля обеденного перерыва выбрали лес перед деревней Околово. Стоило только остановиться налетела тучка, обещающая мокрый и холодный дождь. Мы разделились — Антон с Алексеем растягивали свежекупленный тент, а я отправился за дровами. Пока мы занимались делами налетела первая волна осадков — это было что-то вроде града, но немного помягше. Плюс в этом явлении, что замёрзшая вода не мочит вещи и одежду, успевая скатиться на землю, так что я просто стоял под деревом, закинув вещи под тент.

После обеда пополнили запас воды, точнее заполнили все имеющиеся ёмкости. Сделали это в деревне Околово, спросив воды у встретившейся на виду бабушки. Нужно было видеть, какая она была довольная, что спросили именно у неё! Ну а нам она подкинула тему для обсуждения, спросив «А сколько вам платят за то, что вы здесь катаетесь?». Конечно же мы уверили её в том, что никто нам не платит, но мы были бы очень не против, если бы нашёлся такой кто-то. Но пока он не нашёлся, мы поехали за свой счет дальше.

IMG_2074_tnПри организации похода был уговор, что у каждого будет с собой ёмкость на 2+ литра воды для полноценной остановки на ночлег. Расчет простой: вечером горячее + кружка чаю = 0.8-1 литр воды и и столько же на завтрак. Таким образом 2 литра обеспечивали спокойную ночёвку, без экономии или поиска речки, для восполнения запасов. Обычный лес, с дровами и ровной поляной встречается гораздо чаще, чем такой же лес, вблизи речки.

А тем временем колёса накрутили уже по 40 километров и пора было искать место для ночлега. По карте ещё при составлении маршрута я «подтянул» по расстоянию довольно большой лес, расположенный между деревнями Хотовка, М.Новики и В.Гуменовщина, пересекаемый надвое дорогой. Но на подходе к нему нас накрыло очередным дождём, в этот раз очень мокрым и пришлось его пережидать под ёлками.

IMG_2082_tnПрелесть кратковременных дождей с сильным ветром в том, что после дождя почти всегда затишье и чистое небо над головой, в то время как облака на горизонте выглядят как нарисованные. И в это время, особенно на закате, получаются почти самые лучшие фотографии. Чем я, собственно, и занимался.

Место под стоянку нашлось быстро, где-то через километр после того, как въехали в лес, но поскольку люди все новые, то мнения по поводу степени ровности площадки под палатки разошлись и минут 20 были потрачены под вытаптывание леса в разных направлениях, пока не сошлись на кусочке старой дороги, где было ровнее всего. Установка палаток, костёр, тент… Всё заняло совсем немного времени и вот уже гречневая каша призывно булькает в котелке, а из банки с тушенкой поднимается лёгкий парок, указывающий на то, что до желанного ужина остались считанные мгновения.

Схема маршрута

За день пройдено 43 километра + сколько-то от дома до электрички. Асфальта на пути встретилось 5.2 километра, совсем плохой дороги или отсутствие таковой 4 километра.

photo by BloodyPooh

Заснули очень быстро, сказалась усталость, свежий воздух и обилие впечатлений.

День второй

День второй начался со сквозняка в палатке глубокой ночью. Оказалось что я забыл застегнуть тент со своей стороны и предсказания синоптиков понемногу выветрили всё накопленное за вечер тепло. Пришлось вылезти по пояс из под спальника, но с этого момента согреться больше не удалось и к 8 часам утра, устав бороться с холодом, я проснулся окончательно. Жаль, мог бы выспаться…

IMG_2083_tnУтро было солнечным, но влажным. Антон проснулся ещё раньше моего и успел развести костёр около которого я понемногу приходил в своё нормальное состояние. Попил кофе, побеседовал с Антоном и Алексеем, согрелся у живого огня и к 9 часам начали готовить завтрак. На завтраки по раскладке должна была быть гречка с тушёнкой. Кто-то может скажет, что это скучно или невкусно, тяжело или может не ко времени. Но в гречневой крупе содержатся те самые «медленные» углеводы, которые позволяют туристу равномерно двигаться по маршруту до самого обеда.

IMG_2084_tnПару слов о ночлеге для велосипедов: мы их составляли под тент и состёгивали противоугонным тросом между собой — тихо угнать уже не получится, бежать за кусачками для тросов далеко, а тащить сразу 4 велосипеда и не наделать шума не получится даже у небольшой группы. Так что система вполне оправдывает себя и вдобавок мы не сильно афишировали своё местоположение, забравшись поглубже в лес.

IMG_2085_tnПалатка, о которой я писал ранее, выдержала первую ночёвку, конденсата на внешнем слое скопилось столько же, сколько и на более дорогой избушке палатке Husky соседей. Дополнительные растяжки, пришитые перед самым выездом отработали своё предназначение.

Пока завтракали, сворачивали лагерь, проверяли велосипеды перед выездом, сушили спальники, стало тепло, роса подсохла и хотелось ехать дальше.

IMG_2090_tnПервые 5 километров были очень трудными — под колёсами песок, утрамбованный МАЗами. Вроде твёрдый, но накат никакой. Это полезно для разогрева мышц, но заставляет потратить слишком много сил на преодоление. Плюс сказывается вчерашняя усталость и общая физическая недоподготовленность к походу.

Но красивейший лес, окружающий нас отвлекает от этих, в общем-то, мелочей.

IMG_2098_tnIMG_2099_tnIMG_2103_tn

В лесу ехали не быстро, делали остановки, беседовали, а ближе к выезду набрели на сбор берёзового сока. Правда он уже поздний, слегка подбродивший. Мы не стали брать его с собой, но честно попробовали, чтоб вкусить прелестей весны более полно.

IMG_2123_tnЗа лесом начинались поля… …и дождь. Но дождь начался не сразу, он подождал, пока мы немного отъедем от деревьев на пустырь. Но мы не обратили на него внимания, нам больше мешал ветер, как всегда встречный.

IMG_2120_tnПоднявшись на очередную горку мне открылся вид на посёлок Школьный и я не упустил возможности пофотографировать.

IMG_2124_tnЕщё дальше, когда мы как раз забирались пешком на очередную горку (вверх, по песку, против ветра — всё как мы любим!), надо мной пролетел клин гусей. Сначала ровный, правильный, потом распавшийся на 2 крыла. Гуси кружили над полем и перелесками, явно ища знакомые или свободные места .

В деревне Хотово, сразу после сыпучей грунтовки нас встретил ровный асфальт, на контрасте показавшийся ровным как стекло. Здесь же обновили запасы воды из колонки и еды в магазине. Возле магазина я внимательно изучил причину скрипа в задней части велосипеда и обнаружил, что спицы разболтались, 2 оборвало и вообще, колесо нуждается в регулировке. Пришлось делать это на ветру не откладывая даже до ближайшего привала, который ожидался совсем скоро.

А еще через 10 километров мы остановились на обед, свернув для этого с основной дороги на едва заметную лесную, уходящую вглубь леса, где по сведениям из карты и навигатора протекала речка. Возле речки дорога была совсем заболочена, но на самом берегу была удобная, слегка приподнятая площадка, прикрытая от дождя и ветра, с мягкой подстилкой и видом на тростниковые заросли.

Здесь был интересный, почти нетронутый уголок природы. Следы кабанов, щепки бобров, странный мох, растущий зелёными полушариями, немного цветов и пение птиц.

IMG_2134_tnIMG_2137_tnIMG_2138_tn

Отобедав, двинулись дальше. Хороший грейдер вывел нас к деревне Пруды, где снова пополнили запасы воды, причём во все ёмкости — больше жилья на пути не ожидалось, а вода в Пуще не всегда проточная. Так что лучше тащить на себе дополнительные 3-4 килограмма, чем потом метаться в поисках речки в лучшем случае или не затопленных кустов в худшем. После деревни мы промахнулись и уехали не той дорогой, что выбрали на карте. В итоге дорога привела в поле, где она была совсем недавно перепахана. Объезд оказался еще хуже и велосипеды пришлось толкать почти всё время. Но выбравшись на дорогу, обозначенную на карте как грейдер, педали начали вращаться чуть ли не сами — дорога плавно шла вниз, а старый, многокилометровый лес Налибокской пущи надёжно закрывал нас от ветра.

Налибокская пуща

IMG_2143_tnНа пути встретился знак, обозначающий официальную границу пущи, но сами леса начинаются немного раньше по треку, а когда-то этот лесной массив простирался еще на сотню километров дальше в каждую сторону. Здесь у Инны открылось второе дыхание — скорость возросла, остановок не требовалось и она нас даже немного начала подгонять. И последующие 15 километров уже я предлагал остановиться.

IMG_2151_tn На протяжении всей дальнейшей дороги вдоль реки Уса местность была равнинная, но вблизи моста, на который нам нужно было свернуть, слева вырос длинный бугор, поросший лесом. Он имел метров 200-300 в длину и метров 20-25 в высоту. Это было не совсем логично и я полез на верх, чтоб посмотреть, что за ним и нету ли следов его искусственного происхождения.

IMG_2153_tnЯвных следов видно не было, но за то я наткнулся на могилу, с отломанной табличкой. По ней нельзя было определить, к какому времени она относится, но бетонная отделка (как оно правильно?) говорила о том, что за ней еще 10-20 лет назад ухаживали.

IMG_2155_tnКроме этого бугра на бурную человеческую деятельность указывало большое количество осколков какой-то искусственной породы синего цвета, похожей на керамику. Эта порода встречалась в виде небольших камушков 3-4см в длину и присутствовала в почве повсеместно, а местами ей были отсыпаны дороги в качестве песчано-гравийной составляющей. С собой брать образцы я не решился — дозиметра у нас не было, а что за эксперимент ставили люди понять было трудно. Но похоже это были просто отходы стекольного или какого-то еще завода.

IMG_2156_tnМост через реку Уса почти в самом сердце Налибокской пущи. Вокруг начала пробуждаться от зимнего сна природа, появились первые весенние цветы, листья, пошли в рост, несмотря на прохладную погоду, травы.

IMG_2157_tnПока кипятилась вода для кофе я прогулялся с фотоаппаратом по окрестностям, чтоб получше запомнить этих первенцев весны.

IMG_2160_tnIMG_2164_tnIMG_2167_tn

IMG_2168_tnIMG_2170_tnIMG_2173_tn

IMG_2175_tnДорог в пуще немного и на этой, соединяющей Ивенец и Клетище наблюдалось движение. Прополз лесовоз, несмотря на день воскресный, проехал дачник на новеньком Минске. Мы с ним немного разговорились — он здесь новенький, но любознательный. Живо интересовался разными подробностями, послушал мою теорию про камушки, заглянул в речку на предмет предположительной рыбалки, побеседовал о качестве связи и еще немножко.

IMG_2178_tnА мы двинулись дальше. Уже вечерело, а до места ночевки предстояло проехать более 15 км. По пути встретили бобровую «усадьбу» — хатка, плотина, держащая уровень возле хатки и ещё одна плотина, не столько перегораживающая течение реки, сколько образующая большой бассейн-купальню.

IMG_2187_tnIMG_2191_tnIMG_2192_tn

Речка Каменка протекает в спрямлённом русле по не очень широкому полю. Здесь ветренно и мы постарались долго не задерживаться.

IMG_2194_tnПосле поворота на «панскую дорогу» и проехав еще пару километров начали искать место для ночлега. И вот тут сказалась усталость — каждый хотел чего-то своего, воспринимал информацию по своему и мы сначала проскочили несколько хороших мест, потом, уже за поворотом в сторону д.Белокорец, увязли в болоте. Не то чтобы совсем увязли, но дорога была трудная, вся в глубоких промоинах и по обеим сторонам тянулась заболоченная местность. А время уже поджимало.

IMG_2196_tn В итоге выбрали густой дикий ельник, исполосованный звериными тропами, зажатый между двух болотистых речек. С вечера здесь было очень мрачно, начинался дождь, дрова прогорали быстро, а искать их в темнеющем лесу было не просто. Но постепенно всё устроилось, нашлось даже подходящее бревно для скамейки.

Этой ночью синоптики обещали дожди, а те кто более суров — снегопады. Ввиду этого на ночь утеплились сильнее обычного, и легли спать, не загадывая планов на завтра.
map2Пройдено 50 километров, асфальта 4.5 километра (по деревням), плохой дороги 1.3 километра, не считая съезда к местам остановок.

День третий

IMG_2202_tnУтро разбудило нас ласковым весенним солнышком, пробивающимся сквозь замшелые ветви елей под пение птиц. Было ещё очень свежо и мокро после ночных дождей, которые оказались, к нашему удовольствию, совсем лёгкими в сравнении с тем, что загадывали синоптики. Вылезать из палатки не хотелось, к тому же сквозь красную ткань не чувствовалось, что именно творилось в окружающей природе. Но за то слух сообщил, что совсем рядом творится костёр. Алексей и Антон уже не спали и во всю жгли костёр. А раз костёр, значит пора вставать.

Вот такой вот лес встречается в сердце Налибокской пущи.

На завтрак снова приготовили традиционную еду туристов — гречневую кашу с тушёнкой, кофе, печенье. Нам предстоял интересный день — выезд из середины Пущи к окраине, а дальше вдоль края до самого вечера.

IMG_2208_tnДорога и вправду была интересной. Лес менялся каждые 3-5 километров, временами вдоль дороги тянулись болота и затопленные ельники, временами прозрачные сосняки, временами лес был смешанный и сквозь прозрачную весеннюю листву ярко горели белые берёзовые стволы.

IMG_2213_tnIMG_2217_tnIMG_2225_tn

IMG_2235_tnДорога шла чуть-чуть вверх, но первые десять километров была достаточно твёрдой, чтоб этого не замечать и крутить головой во все стороны, наслаждаясь отличным солнечным деньком. После развилки под колёсами всё чаще стал попадаться неукатанный песок, слегка взрыхлённый ночным дождём, подъёмы и даже лужи, чего не встреччалось в предыдущие дни. Ветра не было. Точнее он нас не беспокоил, шумя в вершинах деревьев и на солнечных полянах даже хотелось переодеться в лёгкую летнюю одежду.

IMG_2236_tnНо так было только в лесу. Как только дорога вынырнула на поле перед деревней, ветер со всей силой ударил навстречу, а когда мы отъехали от деревьев на километр, ещё и окатил ледяной водой, под названием снег с дождём. И продолжал свою антивелосипедистскую деятельность до тех пор, пока мы не доехали (по разбитому грейдеру) до ближайших деревьев. Но если мы думали спрятаться, то всё было не так — дождь прекратился, ветер ослаб и сменил своё направление на боковое, почти не мешающее движению.

IMG_2244_tnЧерез 5 километров мы снова въехали под кроны деревьев, главная дорога за 500м до ушла в сторону, сменив разбитый грейдер на хорошо укатанную песчано-почти-без-гравийную, а деревья перенаправили боковой ветер на преимущественно попутный. Ещё через 5-7км мы докатили до руин усадьбы (охот-дачи) Тышкевичей и заброшенного санатория Журавинка, где остановились на обед.

IMG_2247_tnIMG_2249_tnIMG_2252_tn

Река Ислочь

IMG_2263_tn К слову — здесь было удобно, но немного ветрено, пришлось сооружать защиту от ветра, обтянув беседку тентом. Костёр, навес, велопарковка, хороший вид на руины и солнечный луг возле реки.

IMG_2259_tnOLYMPUS DIGITAL CAMERAОбед приготовили по простому — ролтоны, нарезка колбасы и всего подряд, чай, кофе печенье. Я побродил по берегу Ислочи, посмотрел на пробивающуюся зелень и, сбоку, на разваливающийся памятник истории. Алексей сходил внутрь для селфи-фотосессии себя и велосипеда. Но особо засиживаться не стали — ветер выдувал всё тепло, даже костёр нее помогал и как только закончился очередной дождь покатили дальше.

IMG_2266_tnА дальше, почти сразу, по меркам пройденного расстояния, начался асфальт. И на развилке общим голосованием выбрали длинную асфальтовую дорогу через деревню, вместо короткой лесной, идущей напрямик к Ивенцу. В дороге нагнала тучка и мы свернули на лесную дорогу, где укрылись под тентом. Но видимо этот способ очень суров и дождь испуганно прошёл стороной, лишь слегка зацепив нас.

IMG_2272_tnIMG_2274_tnВ центр Ивенца мы не поехали, ограничившись дорогой по частному сектору на окраине, магазином и парой фотографий по пути. На выезде набрали питьевой воды и углубились в лес, в поисках места для ночлега.

Лес нас сначала гостеприимно принял, а потом неприятно удивил, подсунув под узкие велосипедные колёса рыхлую песчаную дорогу, петляющую по выработанному карьеру, поросшему молодыми соснами, среди которых ставить лагерь было совсем неприемлемо. Пришлось проехать немного дальше, чем было задумано и слегка попетлять, выбирая ровную полянку, при этом не заметную со стороны.

IMG_2282_tnПолянка найдена. Удобная, немного не типичная. Алексей даже забил её в навигатор, чтоб в дальнейшем снова останавливаться здесь.

Лагерь в третью подряд ночёвку установился совсем быстро и вскоре в котелке, на роль которого уже 8 (или даже более) лет назад была назначена 3х литровая алюминиевая кастрюля, приятно забулькал готовящийся ужин.

IMG_2289_tnIMG_2293_tnВ этот раз лагерь поставили вовремя — к тому моменту как окончательно стемнело, мы успели всё сделать и поесть. Дальше на выбор оставалось лишь пойти спать или остаться сыто сидеть у ночного костра.

За этот день пройдено 43км, из них 16 по асфальту. Были несколько раз политы дождём и часть пути была против ветра.

map3

День четвёртый

IMG_2298_tnУтро было тёплым, проснувшись, я уже не удивился, что костёр горит, а Антон возле него греется сам и варит кофе. Выполз погреться у живого огня и я. Пил кофе, наслаждался утренней весенней природой, вспоминал когда такое было в последний раз до похода и подсчитывал, когда может получится попутешествовать в следующий раз, желательно на несколько дней. Антон угощался сгущёнкой и угощал всех нас… Пора было будить остальных, завтракать и собираться в дорогу.

IMG_2305_tnНачинался последний день этого небольшого путешествия. Самый ответственный — нужно было при любой погоде добраться сначала до электрички, а потом и до дома. И погода нас не подвела — сначала было не жарко и пасмурно, а потом и вовсе накрыло дождями.

Утренняя дорога вилась по лесу, ужас четвёртого дня езды на велосипеде, которого так боялся в начале Алексей, так и не наступил, о чём я ему в первый день безрезультатно втолковывал. Самым трудным обычно является вечер второго и утро третьего дня, дальше организм начинает привыкать и гораздо меньше обращает внимание на неудобство под названием велосипед.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAНа первой остановке решили почистить мой рюкзак от лишних бананов, купленных с вечера в Ивенце.

IMG_2307_tnЧуть позже дорогу пришлось выбирать между плохой песчаной напрямик и длинной, получше и вокруг. Длинная оказалась интереснее. Сначала мы проехали под начинающимся дождём мимо руин усадьбы, к которой вплотную была пристроена хозпостройка, рядом лежала куча свежепривезённых дров и вообще, руины совсем не мешали течь местной жизни своим руслом.

IMG_2311_tnIMG_2313_tn
Спустившись в деревню Куль увидели еще одно древнее здание с интересной кладкой, местами бутовой, местами кирпичной. На тутбае числится как хозпостройка. Обжитая. Хорошо сохранившаяся.

IMG_2315_tnout of speed

out of speed

Вид из Литвы на Беларусь

Срезав выезд на шоссе по крутому глиняному склону оказались на асфальте. Асфальт привёл нас в деревню с приметным названием Литва. Начинался дождь и мы решили совместить ожидание солнца с приготовлением кофе. Ждать пришлось довольно долго, но за то не пришлось ехать в облаках дождевой воды, поднимаемой колёсами пролетающих мимо авто.

IMG_2321_tnДальнейшая дорога до электрички шла по живописным холмам, с которых очень приятно ехать накатом, но приходится поднапрячься, чтоб заехать.

дот линии обороны "Полоневичи"Чередуя ветер и дождь, а иногда и совмещая всё это с солнцем, мы добрались до д.Полоневичи, где на берегу водохранилища устроили обед. Алексей спорым маршем покатил на электричку, а мы больше часа обедали и переждали под ёлками еще один дождь.

Пока готовился обед я навестил ДОТ, самый известный из пяти имеющихся в округе. И самый грязный внутри, по той же причине.

После обеда нам оставалось всего 7 километров по асфальту до электрички, но для удобства погрузки мы решили садиться на ст.Негорелое, для чего проехали ещё 2 километра и на последних ста метрах попали под сильный дождь, который закончился как только мы добрались до крыши.

Пока весело болтали и угощались мороженым, пришла электричка, которую мы не заметили — пришлось бежать в заднюю часть перрона и садиться в последний вагон, где конечно же свободного места было меньше, чем в остальных. Но у нас уже не оставалось выбора, к тому же через час мы приехали в Минск. Осталось всего-то 17км до дома, которые, уже никуда не торопясь, мы ехали почти три часа.

За этот день пройдено 70км, большая часть которых пришлась на хороший асфальт, но под холодным дождём с сильным, преимущественно боковым, ветром.

Общий пробег за 4 дня составил почти 200км.

Весенний велопоход в Налибокскую пущу: 5 комментариев

1. Надо в этом году повторить! Прошлогодние успехи )

2. Занимательно. Столько знакомых мест! Семь лет подряд мы своей компанией проходим пешим пущу по прямой линии из разных мест. Затягивается на 3-4 дня. Не 200 км а около 60. Но все же) по болотам не так приятно гулять но каждый год туда тянет…

3. Вот и я знаю Налибокскую пущу уже больше 10 лет. Чаще всего, правда езжу туда на мотоцикле, но также стараюсь и на велосипеде время от времени там появляться. Пешком и на лодке ещё не приходилось, надо однажды наверстать!

4. На байдарках нормально. От Ракова или выше по течению( но там уже мелковато), можно и до самой Березины . По ходу сплава встречаются стоянки. Лучше их делать! Потому как проплыть всю длинну можно за день. По крайней мере мы так проплывали, гребли не переставая)) а вся красота и романтика проплывает незаметно.

5. Ребята, молодцы!!! Классный у Вас велопоход получился. Сам иногда выкатываю в пущу. Много интересных мест увидел. Там действительно есть что посмотреть и чему удивиться!!!