Ближе к концу сентября, когда листья деревьев подёрнуло золотом, вспомнил я про один свой любимый маршрут, по которому когда-то я ездил каждое лето, начиная с далекого 2004, когда только купил свой первый мотоцикл. Маршрут простой: Минск-Нарочь. Каждое лето, ближе к середине Июля, под разными предлогами я отправлялся в те края разными путями, но неизменно на мотоцикле и с палаткой. Но все эти поездки были в летнее время, а сейчас захотелось съездить в осеннее время, посмотреть как выглядит Нарочанский край в золотую пору года, проехать по некоторым дорогам, которые когда-то произвели на меня впечатление, дороги, окруженные красивым лесом, маленькие нарядные городки и деревни, через которые приходится проезжать, красивейшие пейзажи, открывающиеся с холмов и эстакад.
Где-то за 5-7 дней (сейчас уже не помню точно) я озвучил свое желание съездить в данном направлении, закинул предложение по форумам, соцсетям и нашлось аж трое желающих прокатиться. Чтобы маршрут был не просто поездкой из точки А в точку Б, покопался в поиске и на сервисе «глобус Беларуси» и добавил несколько интересных исторических точек по пути следования. Сбор назначили на 10 утра, выехали к 11, в общем как обычно…
Встретились возле съезда с МКАД на Витебскую трассу, но пока ждали товарища начался дождь, мелкий, холодный, серый…
Кое-как добрались до первой достопримечательности — один из ДОТов линии Сталина.
Выбран был именно этот по нескольким причинам: во-первых к нему близко подходила дорога, что было важно для круизера, второе — это была одна из точек, которую я не успел взять на соревнованиях по мото-gps-навигации, ну а в третьих — он расположен в лесу, а это значит, что к нему, как минимум, можно пройти пешком (по свежевспаханному полю под дождём такое не получится).
Свернули с трассы и то, что для меня хорошая дорога, для моих товарищей, оказалось не самым простым препятствием: современная дорожная резина даже на туристическом эндуро слабовато едет по твердой песчаной дороге, не говоря уже про Харли, водителю которого, приходилось гораздо труднее — мотоцикл тут же закапывался, скользил боком и всячески не желал съезжать с асфальта. Но Андрей водитель опытный, Харли в его руках добрался до искомой достопримечательности и успешно запарковался. Дальше пешком — рядом с ДОТом расположена усадьба или может гостиница, нам не ответили на этот вопрос, а мы не настаивали. ДОТ одноэтажный с погребами, не разграблен, но двери, станки и др.приведены в полную негодность действием времени. За то бетон еще крепок — можно спокойно полазить, осмотреть помещения и представить те времена, когда между дорогой и огневой точкой не было леса и солдаты, находящиеся в укреплении представляли серьезную угрозу.
Посетив ДОТ, передо мной встал серьезный вопрос: стоит ли продолжать маршрут? Дождь не переставал и возможность получить удовольствие от поездки ставилась под серьезное сомнение: во время дальнего путешествия можно проскочить дождь, проехав фронт насквозь, но во время экскурсии нужно наслождаться каждым моментом, каждым километром маршрута, а что это за удовольствие, когда дорога скользкая от воды, капли дождя забираются под все неплотности дождевика, а горячий чай из термоса не согревает…
Но ребята все отчаянные и оптимистичные — решили ехать дальше, только пришлось полностью исключить грунтовые дороги и ограничиться теми памятниками старины, до которых можно доехать по асфальту.
Дорога в этих местах очень живописна — холмы, плавные повороты, пейзажи, неплохой асфальт и вымытая дождем разметка. Постепенно дождь утих, а потом и вовсе закончился, от асфальта пошел легкий парок, а в низины скатился легкий туман, мотоциклы легко неслись по пустому шоссе и небо по немножечку становилось светлее. У меня затеплилась надежда, что дождя больше не будет и пусть сегодня пасмурно, но на какой-никакой отдых надеяться все же можно.
Свернули в деревне Залесье и через несколько километров в конце деревни Малявiчы (я очень надеялся что Малевичи) остановились напротив следующего заинтересовавшего меня (и других) малоизученного объекта — языческое кладбище. Кроме громкого словосочетания и упоминания о том, что на нем имеется 50 могил и 20 курганов, больше информации найти не удалось, так что приехав на место пришлось придумывать историю этого места самостоятельно.
Само по себе кладбище ничем не выделено, не обозначено и основательно заросло лесом и кустарником, причем уже очень давно. В описании упоминалось, что захоронения расположены на территории деревенского кладбища и на деле это подтверждалось лишь тем, что заросший участок огорожен типичным забором, но даже на вопрос к местным работникам, которые встретились поблизости, никакого ответа не последовало — только дружное пожимание плечами.
Если я все правильно понял — данные неровности земли — это остатки тех самых курганов (упоминалась высота 0.4-0.9м). Местами они чуть выше, чем на фото, но сфотографировать их внятно не получилось.
Местами встречались каменные надгробия с нечитаемыми от времени надписями.
А некоторые явно не относились к языческим.
На этом осмотр кладбища был закончен. Немного грустно, что такие ценности, совсем обделены вниманием, а ведь с точки зрения туризма объект ценный, да и кушать он не просит, всего-то и нужно поставить 1-2 плаката с описанием, 1 указатель на трассе и маленькую страничку в интернете.
Но тем временем потеплело и из-за туч стало пробиваться солнце. К тому времени как мы выехали на трассу совсем распогодилось, асфальт высох и вся красота осенней природы обрушилась на нас.
Следующую остановку сделали на дамбе Вилейского водохранилища — место очень красивое, по обоим сторонам дороги вода, солнце, уходящий вдаль берег, поросший лесом. Вот только стоять здесь нельзя, да и негде. Мотоциклу чуть легче уместиться на узкой обочине, но все равно мы немного рисковали.
Из личных соображений, для развития туризма и защиты рыбаков от систематических нарушений правил парковки на этой дамбе было бы полезным отсыпать площадку под автостоянку.
Размявшись немного на солнышке, сняли дождевики и покатили дальше. В г.Илья поймали платную фотографию на дорожную камеру, остальная часть пути прошла без нареканий. При въезде в Национальный парк Нарочанский в очередной раз пожалел об отсутствии встроенного в мотоцикл фотоаппарата: останавливаться не хочется, дорога необычайно красива, а достать на ходу зеркалку сложновато — во-первых можно уронить, во-вторых отвлекаешься от дороги, а в-третьих она тяжелая и сделать снимок одной рукой, не забывая при этом вести мотоцикл довольно трудно.
В городе Мядель мы попытались найти работающее кафе — часть на ремонте, 1 на спецобслуживании. Пришлось сделать вид, что мы просто смотрим на город.
Следующая остановка была между деревнями Никольцы и Пасынки возле мемориала партизанам, информации в интернете на него почему-то нет или же она совсем нечитаема. Но вообще-то я искал не памятник, а кафе, куда нам всем уже очень хотелось заехать, а я помню, что лет 8 назад мы с товарищем сюда заходили покушать, но кафе мы проскочили на 500-700 метров и увидел я его уже потом, когда было решено ехать дальше.
Дорога в сторону д.Никольцы
Вдоль Нарочи от деревни Никольцы и до курортного поселка вдоль берега озера Нарочь идет очень красивая дорога, хорошего качества. Дорога приподнята от поверхности озера, поднимается на холмы, петляет вдоль береговой линии и с нее открываются красивейшие виды на озеро.
Вид на озеро Нарочь.
Остановку сделали на ответвлении дороги, т.к. на парковке было слишком людно.
Пушка, как часть мемориального комплекса
Памятник партизанам 2-й мировой.
Место выбрано очень удачно — высокий холм, дорога, обзорность, рядом большая лужайка, кафе, вид на озеро… Мы воспользовались всем, кроме кафе — там играли свадьбу и не хотелось даже проверять пустят или не пустят…
На карте красным цветом обозначен маршрут по Мядельскому району до места остановки.
По пути к этой остановке мы проехали один важный поворот на дорогу идущую между озёрами Нарочь и Мястро. Когда едешь по этой дороге получаешь очень интересные ощущения — дорога идет по насыпи, слева почти до горизонта озеро Мястро, справа Нарочь, еще больших размеров, деревьев почти нет и возникает впечатление, что дорога насыпана прямо через озеро.
Когда поднялись на мост через протоку между озерами, впереди открылось интересное действие — большое количество то ли парашютов, то ли змеев летающих в небе, на сравнительно небольшом пространстве. Подъехав ближе оказалось, что это кайты — змей-парашют, довольно больших размеров, к которому снизу прицеплен дядька, катающийся на доске по озеру, а т.к. размер этого паруса подобран довольно тщательно, то порой эти самые дядьки, не только скользят по воде, но и немного над ней летают.
Вид на озеро Нарочь от деревни Гатовичи вдоль западного берега в сторону деревни Никольцы.
Прыжок и полет за кайтом.
Подъехав еще ближе мы увидели, что в деревне находящейся сразу за мостом организована целая усадьба или даже спорт-база посвященная именно этому виду активного отдыха. Ну и конечно же мы остановились, чтоб все это посмотреть поближе и по фотографировать.
Всё это с трудом влезает в полный кадр,
На самом деле кайтеристов было больше десятка, но поймать их всех вместе, довольно проблематично.
Фотографы иногда очень забавно выглядят.
Локация кайтеристов — деревня Гатовичи. Карта-схема.
Насмотревшись мы поехали дальше, но дорога уперлась в забор с воротами какого-то санатория и нам пришлось развернуть коней, но всего за пол километра до этого мы проезжали красивый берег озера Белое, которое очень близко подступает к дороге и мы отправились туда.
Съезд с дороги довольно неровный и заезжая туда на полном ходу мне стало интересно, как себя поведёт Андрей? Остановится на обочине или смело рванет следом за мной. Андрей настоящий мужик, он и секунды не сомневался, рванул следом.
Харлей в лесу — таких фотографий немного не хватает на сайте харлей.бай )))
Дальше начинается большая ровная площадка, на которой можно удобно расположиться.
Берег тенистый, но сразу за кромкой деревьев начинается песчаный плёс, где вода хорошо прогревается и в погожий летний денек здесь полно купальщиков.
Гроздья красной рябины хорошо привлекают к себе внимание.
Хонда Трансальп в своей стихии.
Схема проезда на пляж к озеру Белое.
Мы снова вернулись на дорогу Мядель-Нарочь и свернув налево поехали наслаждаться красотами озера. Да, эти места действительно заслуживают звания курорта, холмистая местность с большим количеством озер с чистой водой, причем озера сильно различаются друг от друга — Нарочь большая, но мелководная, как и Мястро, но озеро Мядель, тоже не маленьких размеров гораздо глубже, а маленькое озеро Рудаково, которое почти на границе города Мядель с северной стороны, при длине меньше километра имеет глубину под 30 метров. Много леса, вдоль дорог встречаются преимущественно сосновые, но ёлок здесь тоже много и берез. Вот только в интернете очень мало информации об этом всем…
Нарочанские байки.
В курортном поселке нашли кафешку — открыто было всего 2 одна больше похожа на столовую (со слов Макса, он ездил ее проверять), а вторая пиццерия с общим входом в гастроном. Пиццерия оказалась нормальной и название соответствовало обстановке.
Припарковались. Как и положено городским — на всю парковку )))
Заказ ждали немного дольше привычного, но чай-кофе принесли быстро, так что не за пустым столом.
Половину помещения занимал танцпол, а столы с диванами исключительно по периметру, что подсказывает о заточенности заведения под проведение дискотек. К слову большая проблема белорусских курортных зон — это отсутствие различных мест культурного отдыха. Мне немного трудно судить об этом, т.к. я всегда ездил сюда дикарем да и к массовым танцам в трезвом виде равнодушен, но эта проблема постоянно упоминается в интернете, а вот простого сервиса — заправок, придорожных кафе, да и просто указателей немного не хватает.
А вот стиль, а точнее цвет санузла зацепил — все в черных тонах. Правда дальше подбора плитки и других фарфоровых изделий мысль дизайнера не пробилась — мелочи остались совсем обычными и никак не подобранными к интерьеру.
Пока ждал пиццу пошел пофоткать вокруг и наткнулся на котэ.
В целом пицца понравилась, выбор был, цены как в Минске. Покушав и прихватив недоеденное с собой поехали дальше, очень хотелось сделать несколько фотографий мотиков в движении, на фоне осеннего леса, но как раз в этой части дальнейшего маршрута дорога все время была в тени, а солнце опускалось все ниже и ниже и пришлось поторапливаться.
Попытались заехать на автокемпинг, но там нас не пустили, сказали все выкуплено и только по приглашениям, хотя мы хотели просто выйти на берег и немного посмотреть на озеро с этой стороны — придется в будущем искать нелегальные тропинки.
Следующим, что запланировано, был просмотр ветряков — сначала из далека они заинтересовывают, потом становятся обычными, но когда заезжаешь под самый винт и поднимаешь голову…. Это ощущение трудно передать — на фоне глубокого синего неба со странным свистом рассекают воздух лопасти метров по 20 каждая. Зрелище гипнотизирует и притягивает.
На фоне ветряки очень хорошо смотрятся и подъезд к одному из них хороший.
А не поставить ли на Трансальп ветряной двигатель? Для автономии!
Ольга очень впечатлилась ветряками! А закатное солнышко все красит в рыжий цвет ))
Андрей на Харлей
Ветряки расположены по югу от п.Занарочь, достаточно просто приехать в поселок и сразу станет понятно куда ехать.
А мы продолжили культурно просвещаться и поехали посмотреть на развалины усадьбы «Гвоздово» возле деревни Сидоровичи.
Припарковать эндуро можно где угодно, все равно выеду, а вот любителю круизера было сложнее, пришлось приютиться на обочине.
Здесь частично сохранились стены хозпостройки и самой усадьбы. По разным источникам построена она была в конце 19 или начале 20 века, я когда готовился к маршруту нашел даты постройки, но не сохранил ссылку на источник, а сейчас поиск почему-то результатов не принес…
Во время изучения истории здания, Ольга наткнулась на историю лошади и прихватила страничку с собой
Стены местами обрушены, где-то внутри есть подвалы, так что заходить внутрь не рекомендуется.
Для более детального изучения рекомендую приехать сюда попозже, когда листьев не будет, можно даже после первого снега — тогда будет все видно.
Даже осенью в природе есть чему цвести
От п.Занарочь до руин возле д. Сидоровичи идет хорошая асфальтовая дорога, но будьте внимательны — со стороны развалины очень плохо заметны, а указатель никто так и не поставил. Курорт…
Но тут… солнце зацепилось за горизонт и мы помчались в Минск.
Первая заправка от Занарочи встретилась почти в Молодечно — выезд из Вилейки в сторону Молодечно, это 50 километров.
Дальше было темно и дорога до Радошкович состояла из осеннего холода, слепящих фар, знаков, камер и населенных пунктов и если днем не спеша здесь ехать вполне приемлемо, то вечером, да еще по темноте… нет! Но на трассе Минск-Мядель мы сегодня уже были и хочется проехаться где-то еще, особенно если есть выбор. После Радошкович идет 4х полоска (2+2) и в населенные пункты больше не заходит, а от Заславля скоростной режим повышен до 100 км/ч.
Общая карта маршрута Минск-Нарочь.
Вот такой вот получилась поездка на Нарочь в конце сентября. Поездка состоялась 27 сентября 2014 года с 10 утра до 9 вечера и растянулась на 360км. При подготовке маршрута активно использовался глобус Беларуси (глобус.тут.бай), за что ему большое спасибо. Количество хороших асфальтовых дорог составило более 99%. Маршрут легко проходим на любом автомобиле или мотоцикле.
Всё здорово. Приятно было читать и рассматривать фотографии. Получил удовольствие. Наткнулся я на Ваш рассказ случайно. Только потому что я искал историю о том как снимался фильм «Зимородок». В конце фильма Зимородок партизаны встречаются у обелиска установленного в честь партизан воевавших в Великую Отечественную войну. У Вас написано на мой взгляд не совсем правильно. «Памятник партизанам 2-й мировой». Спасибо. Было интересно.