Осенью 2015 года клуб любителей хорошо покататься, организовал соревнование по gps-ориентированию, с кодовым названием Mozg-OFF trophy, среди мотоциклов нормальной такой и повышенной проходимости различных классов. Среди заявившихся на участие присутствовали колясычи (мотоциклы с коляской), турынды (туристические эндуро), харды (нормальные эндуро) и квадры (маньяки на прыгающих тракторах).
Мой нормальный эндуро сам на такие расстояния быстро уже не ездит (ремонта просит), а места в прицепе до Гродно мну не нашел, потому выбор пал на турынду Honda TransAlp, на которой мы вдвоём с Н. быстренько с утра прискакали за 300км к месту соревнований по асфальту.
Для упрощения жизни себе и людям, с вечера организаторы опубликовали файл с координатами игрового поля. А по приезду ещё и выдали бумажную карту с изображением ближней части Гродненского полигона и точек, которые предстояло найти.
Брифинг, некоторое время на подумать и собраться и ещё чуток на побродить по лагерю. Кофр я брать с собой не хотел, кое-как привязал к багажнику инструмент и воду в дорогу, снял часть тёплой одежды и начал думать о стратегии.
В таких соревнованиях самое главное — это стратегия. Можно быть сильным гонщиком, но увязнуть в толпе, или нерационально составить себе маршрут, или потратить слишком много сил в самом начале и потерять из-за этого темп на второй половине дистанции или даже при возвращении к финишу.
По карте получалось, что наиболее короткий маршрут будет по вытянутому овалу или даже восьмёрке, с короткими радиальными вылазками на сами точки. Ещё из карты и правил следовало, что точки делятся на 2 группы сложности. за точку «А» давали 1 балл, за «Б» — 2, к тому же на самой удалённой точке А14 был спрятан «Золотой ключик», который приносил предъявителю ещё 3 (?) балла. Я пораскинул отсутствием мозга (мозг-off) и пришел к выводу, что в случае с ключиком ловить мне нечего, нормальный эндуро доедет до него по здешним дорогам гораздо быстрее тяжёлой турынды, потом мне придумалось, что в сторону точки А01 и далее по нарастающей поедет большая часть народу и забил в прицел навигатора «последнюю-крайнюю» Б17, заодно надеясь удовлетворить своё любопытство (бОльшая сложность = интереснее кататься) и уменьшить количество соперников, движущихся тем же маршрутом — меньше пыли, неожиданностей, очередей, больше самостоятельности и автономности.
И да, это не очепятка — в лесу бывают очереди и про них нужно знать: для взятия точки нужно с ней в обнимку сфотографироваться. Если точка расположена в труднодоступном месте или просто на узкой тропе, то 3-4 участника потратят на фотофиксацию 2-3 лишние минуты, что в пересчете на 20-30 точек даст 1-1.5 часа неэффективно потраченного времени.
Старт для зрелищности сделали по принципу «ле-ман», что давало возможность понаблюдать за участниками, кто, куда, с каким рвением поедет. Как и оказалось, большинство рвануло в сторону А-01.
С первой же сотни метров пришлось вникать в некоторые особенности и тонкости соревнований. Так например дороги имеющиеся на карте могли быть давно заброшенными на местности и наоборот — некоторые отличные дороги начисто отсутствовали в навигаторе. Или вот увязался я за колясычами и понял, что отчаянные они ребята и мне на мотоцикле с пластиковой защитой картера за ними следом ехать не стоит…
Дорога к точке Б17 была очень ровной, накатанной, но с обратной стороны. Мне по ней никуда не по пути, за то та, которую я назвал дорогой и с которой мне было по пути, была кривая, заросшая и проходимая только мной и мне подобным.
После Б17 пришлось немного вернуться и продолжить движение по общей стрелке к А18. Та же песчаная дорога и тоже не самое простое взятие. Хм… Непонятно… Но времени на долгие размышления нету, едем дальше.
А09 я искал гораздо дольше, чем Б07. В результате Б07 была взята первее. Вот только дорога к ней была не из простых — песок и подъёмы, неровные, но глубокие колеи. На несоответствующей резине здесь можно было и завязнуть или просто не проехать. Но я всё больше и больше прихожу к тому, что сильно-асфальтовая резина на турынде не нужна — это не спортбайк и нечего на нём лётать.
Хорошая резина в дальнейшем была одинаково-сильно нужна на обоих уровнях сложности, причём сильнее всего на основных перегонах по глубокому песку, а на взятии точек скорость снижалась и было много альтернативных траекторий.
![Противопожарный ров на краю леса противопожарный ров, сосновый лес](http://novikserge.by/wp-content/uploads/2015/10/IMG_5528-27-600x400.jpg)
А09 оказалась не из лёгких, к тому же спрятанной «за углом» — местность, на которой мы соревновались — это полигон и плотность наезженных дорог здесь местами зашкаливает.
На Б10 я угодил в очередь. 3 или 4 квадроманьяка (сейчас уже не помню) фоткались возле таблички, к тому же местность была неровной и дело двигалось не быстро.
Обдумывая свой маршрут после соревнований, я пришёл к интересному выводу — мне повезло, что в самом начале соревнований я попал именно на эти 5-7 точек. Здесь сложность взятия точек типа «Б» — нормальной сложности была почти равна по времени взятию облегчённых точек «А», при большем призовом «весе».
К точке Б49 я подъезжал по целине — тех дорог, по которым нужно было сюда взобраться, на навигаторе не существовало и самое простое было просто проехаться по лесу, поглядывая на высокий холм, на котором в итоге точка и гнездилась
![Хонда ТрансАльп в зарослях папоротника, соревнования эндуро Хонда ТрансАльп](http://novikserge.by/wp-content/uploads/2015/10/IMG_5541-34-600x400.jpg)
Некоторые точки при общей лёгкости подъезда были спрятаны в зарослях. А рядышком столик, навес, скамеечки. Так и хочется здесь на обед остановиться…
А06 не совпадала с координатами метров на 100, причём находилась на другой стороне от дороги и искать её пришлось долго.
К «Б05″ пришлось скакать по кочкам через вырубку.
![Вырубка вырубка, лес, полигон](http://novikserge.by/wp-content/uploads/2015/10/IMG_5553-38-600x400.jpg)
Самая дальняя точка маршрута. Здесь был спрятан тот самый «Золотой ключик», за который давали дополнительные очки.
![Yamaha SuperTenere на соревнованииях Ямаха СуперТенере, Хонда ТрансАльп, соревнования, эндуро](http://novikserge.by/wp-content/uploads/2015/10/IMG_5559-40-600x400.jpg)
Точке А16 вполне можно было присвоить повышенную сложность. Хоть найти её было и не сложно, но изобилие корней, песка и брёвен делали её труднодоступной.
На этой точке встретил участника на заряженной СуперТенере, который устало рассказал, что взял уже всё что смог. Я вежливо поддержал беседу, а про себя думал — вот на таком аппарате надо участвовать в соревнованиях и о том что, с такими темпами мне просто нечего дальше ловить и надо просто получать удовольствие от прогулки. К слову удовольствия было выше крыши, приятная погода, интересная местность, не слишком глубокий песок, на котором я в этой поездке освоил новый для себя приём, положительно влияющий на скорость передвижения.
В общем я решил немного снизить рвение и просто аккуратно доехать до финиша. В запасе у меня был почти час времени и я успел взять ещё несколько точек.
На точке А04 координаты не совпали метров на 150 и пришлось потратить минут 15 времени на её поиск.
Точка А03 была лёгкой, но рядом с ней была сложнейшая песчаная колея в гору, на которую я конечно же залез, не поверив, что точка может располагаться в более легкодоступном месте.
После этой точки я отправился на финиш, подсчитав, что лучше я приду без опоздания, чем получу штраф, в попытке заработать ещё 1 очко. На финише зарегистрировали 3:48 времени и 22 балла. На деле я набрал на 1 балл больше, но из-за собственной неорганизованности не смог назвать одну из взятых точек. Впрочем мне это не пригодилось. При оглашении результатов я оказался на 1 месте в своём классе, опережая следующего участника на 5 баллов, а пилот на СуперТенере, как оказалось, участвовал в классе хард.
Приятно удивило участие в соревнованиях молодого поколения — ребята 12-14 лет, на лёгких хардах встретились мне в середине маршрута. Было видно, что им не легко, но они были упрямы и настойчивы.
Вот такой у меня получился маршрут. Жёлтыми указателями обозначены пройденные километры, а синими обозначены все остановки в пути. Это издержки программы gpsloglabs которой я обрабатываю треки.
После взятия очередной точки, я отыскивал в навигаторе следующую — наиболее подходящую в данной ситуации. Таким образом маршрут адаптировался к имеющимся условиям и был шанс не переусложнить себе задачу гаданиями по OpenStreetMap.
Всего я потратил 3 часа 45 минут из которых 2 часа 8 минут я ехал, а 1 час и 37 минут где-то шлялся — навигатор был всё время на мотоцикле. Средняя скорость движения получилась 27 км/ч и наибольшее время я провёл в диапазоне скоростей от 10 до 50 км/ч. Время движения сверх 60 км/ч меньше 2х минут… Пройдено 58 километров. Мотоцикл Хонда ТрансАльп в стоке, оснащён передними дугами и боковыми багажниками, обут в изношенную Митас Е-07.
Дороги, по которым довелось ездить — грейдер, не разъезженный песок, рыхлый песок, подъёмы до 30-35 градусов, высота крутых подъёмов не больше 10-15м, глина, твёрдый грунт, грейдер. В болото я не залез, хоть и пытался. Попадалось немало брёвнышек, зарослей, ямы, колеи, кочки, квадроциклы, фотографы.
В качестве навигатора использовался телефон-андроид с 4-дюймовым монитором, программа Навител 9, в качестве крепления — велосипедная сумочка со специальным отделением с прозрачной стенкой.
После соревнования всех угощали вкусным пловом, несколько человек остались с ночёвкой, но большинство собралось и дружно разъехались, чем удивили и немного расстроили поваров. Но и мы не стали засиживаться, собрались и укатились в закат Минск.
Или может всё-таки в закат?
В п.Озёры сделали остановку, посмотреть на озёра и закатное небо.
Соревнования подготовлены и проведены клубом любителей мотоциклов эндуро Mozg-Off, город Гродно, огромное им Спасибо за проделанную работу и прекрасно проведённое время!
П.с. они обещали повторить!