Кто из нас не слышал про Браславские озёра? Почти все.
Кто отдыхал в озёрном крае? Многие.
А кто их видел во всей красе? Единицы…
Типичный отдых в выходные на каких-либо озёрах выглядит так: вечер пятницы, духота, сборы, жаркое шоссе до озёрного края, колдобистая грунтовка до берега озера, вечер застолья, 1 день отдыха на берегу, опять застолье, сборы под полуденным солнцем в воскресенье и снова душное шоссе в сторону дома.
В этот раз я решил немного переломить ситуацию по своему сценарию. Выходных пришлось не два, как обычно, а целых три — 3 июля Беларусь праздновала день независимости и мы отправились посмотреть на Браславский край. Заблаговременно было написано предложение для желающих присоединиться к поездке и оговорены условия: сухой закон и каждый день в пути.
Встретились возле Логойска на заправке, объехали перегруженный участок Логойск-Плещеницы по шоссе р-3 — это через Зембин и до заката успели доехать только до Докшиц. Точнее сам закат мы наблюдали сразу после заправки в Докшицах — яркое оранжевое солнце светило строго вдоль асфальта нам на встречу. Ни тёмные очки, ни козырёк не помогали. Пришлось сбросить скорость. До запланированного места ночёвки на озере Гиньково засветло мы уже не успевали, но Паша вспомнил, что есть неплохое место на озере Окунёво, сразу возле Глубокого, где мы и расположились на ночлег.
Немного еды, немного комаров, разговоры у костра… Спать отправились в начале второго ночи. Сон в палатке на берегу озера гораздо крепче, легче и приятней, чем в душной квартире. И даже пролетающие по трассе фуры не могли помешать хорошенько выспаться.
Утром я проснулся от звука проезжающего мимо трактора. Долго пытался понять, почему он не стихает, но пока не вышел из палатки так и не догадался, что расположенное рядом с озером поле можно обрабатывать. Оказывается, что можно.
Выход к воде оказался совсем не привлекательным для купания, пришлось собираться чуть быстрее и отправляться в путь. День обещали жарким и лучше на солнце лишнего времени не проводить.
Позавтракали, собрались, поехали. Со стоянки выезжали порознь и встречались уже на асфальте, где тенёк и немного земляники.
Мы со Славой постоянно были первыми. То ли просто так получилось, то ли перед женщинами нашими форсили… Характеристики мотоциклов тут точно не при чём — Кавасаки KLR без пассажира гораздо проходимее Хонды XLV с пассажиром )))
Поехали. Шоссе обогнуло город, что не могло не радовать — в середине дня тащиться со скоростью 40-50 км\ч по раскалённому асфальту совсем не просто, к тому же любая не главная дорога гораздо полнее показывает красоту местности, чем основное шоссе.
Следующую остановку сделали в Шарковщине. Точнее сразу две остановки: первую на АЗС, где был перерыв на полтора часа, вторую возле магазина, для парковки возле которого пришлось проехать под знак «поворот запрещён», который повесили так, что увидеть его при попытке поворота не представлялось возможным. В магазине была холодная фанта и мороженное, остальные покупки отложили до вечера.
После Шарковщины посетили приусадебный парк Бельмонт. Каждый раз проезжая мимо указателя я давал себе слово его посетить, но за 8 лет, с того момента как узнал о его существовании, так и не получалось это сделать.
На въезде в парк стоит информационный стенд с описаниями и картой. Правда карта оказалась очень приблизительной и плохочитаемой, по-этому мы отправились прокатиться по парку по тем дорогам, которые выглядели как автомобильно-проезжаемые. Конечно, лучше здесь погулять пешком, может быть ранним утром, может даже весной, в середине мая. Некоторые деревья здесь растут очень давно, лет по 150-200, а некоторые даже больше. Среди таких мы определили лиственницы, сосны (возможно кедр), дубы и множество других лиственных пород, на которые просто не хватило времени. Но очень много клёнов были возрастом поменьше — 20-30-40 лет. Скорее всего они выросли уже сами.
Парк не заброшен — чувствуется, что кто-то за ним понемногу ухаживает — поваленные деревья убраны, дорожки протоптаны, площадки окошены, много информационных стендов и табличек, правда не очень информативных, есть скамейки, небольшая парковая сцена и ещё немного всего по чуть-чуть.
В попытке понять где находился дворец пришлось немало побродить-побегать, место установили, но никаких явных указателей сюда не поставили, только на общей схеме есть обозначающий прямоугольник, а на местности только заросшая деревьями площадка.
После парка я устроил небольшой пробег по местным грейдерам, чтоб посмотреть на Браславский край под другим углом, проехав южнее торфоразработок через деревни Дегтяри и Погоща. Всё бы ничего, но пока мы со Славой наслаждались красотами, Павел и Михаил вынужденно отставали, чтоб не дышать поднятой нами пылью. Только съехав с асфальта пришлось снизить скорость где-то до 45 км\ч — на такой скорости ещё немножко обдувает ветерком, но уже нету плотного пылевого шлейфа за мотоциклами. По уму нужно было поменяться местами — KLR без пассажира пылит немного меньше перегруженного Трансальпа, но быть штурманом желает не всякий.
После экскурсии по местным гравийкам заехали в Браслав. Заправились, посетили магазин Виталич, посмотрели на местный пляж, где очень не хватает толковой парковки и навесов, покрутились по узким улочкам, да и отправились искать стоянку для ночлега.
По пути заехали на старое городище , расположенное между деревнями Ратюны и Масковичи.
Вид с городища открывается волшебный — видны несколько озёр: Несьпиш и Недрово, которые соединены между собой протоками, Поцех, Войсо, а вдалеке Струсто и Снуды, виден Браслав и костёл в Слободе. Вода в озёрах в солнечную погоду небесно-голубая — тот цвет воды, что на фотографиях — настоящий, фотошоп тут не при чём.
И конечно же пофоткались сами.
На ночлег мы поехали в район стоянок Будилы, Турция, Берёзы, в надежде, что хоть где-нибудь будет немного свободного места для горстки мототуристов. Но всё было забито битком, особенно на тех стоянках, которые имели статус «открытых», где людей было гораздо больше, чем то, на сколько эти стоянки были рассчитаны. И вместе с тем народу прибывало…
Нам повезло, мы сумели договориться на заказной стоянке и спокойно, с купанием и наслаждением провели вечер, ночь и утро. И к тому же бесплатно — контролёры национального парка утром не появились, что крайне не разумно с их стороны. Но то ли людей не хватило, то ли организации, за целый день мы ни разу с ними не повстречались даже на трассе. А в эти дни они могли собрать очень приличную сумму для пополнения бюджета парка.
Небольшое отступление: такие сложные условия посещения создаются (поддерживаются) специально для поддержания экологического равновесия, ограничивая поток туристов, из-за низкой культуры отдыха и загрязнения озёр отдыхающими.
На третий день в наши планы входил самый большой пробег по территории парка — мы направились вдоль восточного берега озера Снуды, чтоб объехать его с севера. На выезде от группы стоянок, где мы располагались на ночь, мы повторно преодолели песчаную ловушку — 50-70 метров очень сыпучего песка, проехать который по прямой почти никому не удавалось с первого раза.
Севернее деревни Будилы мы проехали по очень красивой дороге к базе отдыха, информации о которой в интернете я не нашёл, расположенной на берегу озера Волос Северный (Волосо). Дорога шириной 3.5 метра, с аккуратными куветами и идеальным асфальтом круто петляла по лесу, упираясь в вышеупомянутую свежеотстроенную базу отдыха, явно закрытого типа.
Объехали её по грунтовке, взяв ближе к берегу озера Снуды, где попутно посмотрели на тур.стоянку расположенную чуть севернее, чем т.ст.Кромы. Рядом с которой возвышается холм с плоской вершиной, похожий на городище. На который я конечно же заполз.
Пока я лазил по холму вернулся Миша, сказал, что разведал дорогу и впереди немало трудного песка, один из участков которого расположен как раз на подъёме. Мы со Славой переглянулись и решили ехать всё равно (не возвращаться же!), а пассажиркам ничего не сказали — мол, всё равно увидят, а так спокойнее ехать будут. Миша уехал вперёд на выжидательную позицию, чтоб нас, значит, в движении пофотографировать, а мы перед самым песчаным подъёмом (он нам совсем не понравился), нашли развилку и ушли к западному берегу Северного Волоса, где вызвонили Мишу и фоткали в движении уже его.
А пока стояли, наслаждались ароматом раскалённой сосновой хвои, черничника и свежего ветерка иногда прилетающего с озера. А заодно и самой черникой.
Через некоторое время дороги снова соединились и мы на ходу осмотрели стоянку Ручей, про которую мне говорили что она совсем плохая и не интересная, комаров много, а нормального выхода к воде нету. На деле половина оказалась ерундой — стоянка расположена неплохо, выход к воде почти такой же как и на «Турции», вокруг красивый лес и есть место где позагорать. Комаров мы не встретили, но скорее всего их здесь больше — сказывается близость ручья и низкое расположение от уровня воды в озере.
Сразу после турстоянки лесная дорожка выпрыгнула на пыльный грейдер, где снова пришлось держать «малопылящую» скорость.
На самой северной части озера Снуды чувствовалась отдалённость от цивилизации — было несколько турбаз, кафе и не было магазинов.
Воду попросили у местной жительницы, набирали из колодца. И уже в тот момент, когда из ведра холодная вода мимо подставленной пластиковой бутылки попадала на руки, чувствовалось огромное облегчение — на улице жара, а мы ещё и в защитной экипировке, да ещё и чёрной!
После пополнения запасов воды в планах было искупаться, но возвращаться к пляжу, который проехали 5км тому, мы не стали, понадеялись, что раз курорт, то и пляжи будут на каждом шагу. Наивные! Наши люди на курортах вотку пьют, а не купаются! Пляж попался только через десяток километров…
Но до пляжа мы посетили ещё несколько интересностей. Сначала пыльный грейдер вильнул влево, вдаль от озера, а навигатор сказал валить прямо, что мы и сделали. Под колёса легла подразбитая лесо-полевая дорога, с кучей неровностей, которые обязывали ехать внимательно, но сама дорога пробежала по красивым местам, вынырнув из леса совсем рядом с асфальтом и горой Маяк, на которую нам обязательно нужно было попасть.
Оставили мотоциклы на парковке, поднялись по лестнице… Под палящим солнцем, в экипировке, по людной лестнице высотой метров 20 или даже больше… Хорошо, что на верху ветерочек… и пейзажи.
Народу здесь много, пришлось ждать, толпиться, нормально поговорить не получалось, но за то здесь построена смотровая беседка из дерева и камня, в которой почти не жарко.
После Маяка было решено поехать разведать стоянки на полуострове, разделяющем озёра Струсто и Снуды. Проехали несколько стоянок, одну из которых даже охраняли шлагбаумом, чтоб не понаехали и приехали в уникальное, с моей точки зрения, для Беларуси место — только песок и можжевельник, чуть-чуть травы и немного кустов вдоль самой воды. Если это природный ландшафт, то больше такого в Беларуси можно не найти. Подняв четыре тучи пыли пересекли территорию стоянки и остановились на обед в лёгкой тени соснового леса. Купались, загорали, кушали, толкали машину… В общем развлекались как умели. (тур.стоянка Перетяг)
Перед выездом решили проехать ещё 2 стоянки вглубь полуострова — там оказалось ещё более уединённое место, но по реакции отдыхающих, поняли, что в эти выходные уединённых мест на берегу озера не существует. Но эти стоянки стоят того, чтоб там побывать. Аккуратно, красиво, уютно, впереди озеро, за спиной, заросший густым лесом высокий холм и всего одна дорога к цивилизации, по которой проедет не всякая машина.
При выезде к асфальту случайно разминулись с нашими прекрасными пассажирками и пришлось навернуть ещё один круг почёта по полуострову.
Дальнейшая часть путешествия проходила почти всё время по асфальту
Заехали на самую популярную стоянку Окменица, посетили родник с слегка сернистой водой, посмотрели на жирующий по краям полей борщевик — его здесь почему-то оставляют не тронутым, посетили местный Евроопт, да и выкатились в сторону Минска в поисках стоянки на ночь.
Ехали в сторону Полоцка, в район озёр Укля, Иново, Обстерно. Первым попалось озеро Икзань, на дальнем берегу которого виднелся неплохой лес, но подъехать к берегу там не получилось.
Следующую попытку предприняли на озёрах Укля и Обстерно — между которыми есть ещё три небольших, не имеющих названия, но там все подходящие места были заняты.
Пока ждали разведчиков я заметил любопытный факт: подлесок в сосновом лесу состоит исключительно из молодых дубов, но ни одного старого, могущего быть родителем, поблизости не наблюдалось.
Возле озд.лагеря Росинка, расположенного между 3х озёр места не нашлось вообще — сплошные коттеджи, болотистый берег и стройка.
Но на озере Нобисто повезло — малонаезженная дорога и советы местных привели на очень удачную стоянку, где мы были совершенно одни.
Песчаный пляжик, огороженный тростником, старый сосновый лес, рядом с молодым, большое количество черники и земляники, места под палатку и закат во всю ширину берега…
Утром с озера дул прохладный ветерок и совсем не верилось, что днём будет +30. Но стоило выехать на дорогу в лес, где дыхания озера уже не чувствуется и навалилась жара.
Павел поехал первым, ему хотелось заехать на хутор, посмотреть как там дела, провёл нас через Миоры (Мёры), устроил экскурсию по хутору и довёз до заправки в Шарковщине. Дальше дорога всё ускорялась, в Глубоком Слава с Вероникой уехали по делам и приехали в Минск на час раньше нашего. В Бегомле мы расстались с Пашей, ему ехалось в сторону Борисова, а мы по М-3 поехали в Минск. Надежды на мороженное на заправке были развеяны толпой пассажиров из подъехавшего автобуса. За 7км до Минска на короткой остановке в теньке разъехались и мы. Миша в центр города, а мы по объездной в Уручье.
В городе было жарко. Асфальт нагрелся до +50, а где-то может и выше. В квартире духота, но пришлось ждать более позднего вечера, чтоб отогнать мотоцикл в гараж. Трудно даже представить, что кто-то оставался на выходные здесь…
Update:
В общем счёте получилось 700 километров пути. Гравийные дороги Браславского края довольно ровные, но в сухую погоду очень пыльные и катать по ним не интересно. Лесные и полевые дороги (их в маршруте более половины дорог без покрытия) напротив — интересные, местами сложные. Где-то песок, местами очень рыхлый и глубокий, где-то глина, которая после дождей может оказаться почти не проходимой. Плохой асфальт нам встретился всего один раз при проезде деревни.