Новолукомль, Лепель, Западная Двина, Освея, Лисно, Изубрица, Белое, Аксёново, Велье, Расона, Нещчердо, Узвечье, Шевино, Городно и многие другие озёра, на которые удалось взглянуть хотя бы одну минуточку, проезжая своим спешным 5-дневным маршрутом по северному поозёрью Беларуси.
Первая остановка для проверки мотоцикла и переупаковывания багажа. Эта схема размещения багажа оказалась самой удобной в данной ситуации — груз не цепляется за края колеи и корни деревьев, а так же меньше подмокает при преодолении водных преград. А с тем, как он влияет на управление, приходится свыкаться (в силу многолетней привычки — никак не влияет).
В Смолевичах ещё одна остановка, на этот раз плановая — заправляю полный бак. Теперь только под горлышко, плюс 2 литра в бутылке на багажнике. Шутить и легкомысленно относиться к запасу топлива больше нельзя.
Лесная дорога, почти заброшенная.
Тихий лесной ручей, даже не имеющий названия (на гугл карте), впадающий в речку Гайна.
В нужном месте разливается удобным бродом. Правда ехал я во время засухи, в сезон дождей или весеннего паводка уровень воды будет побольше, но мне кажется, что он всё равно останется проходимым для подготовленного мотоцикла. А вот мост сгнил и требует капитального ремонта.
Небольшой карьерчик почти сразу после брода
Лес, не относящийся к Березинскому биосферному заповеднику, но вплотную к нему примыкающий. Можно было заехать на озеро Палик, до него по дороге всего 7 километров оставалось, но временный перегрев мозга не позволил об этом задуматься.
Озеро Лукомское, на берегу которого построена одна из самых мощных Беларусских электростанций.
Возле Новолукомльской ГРЭС на гугл-карте просматривается замкнутая грунтовая трасса. Стало интересно — авто- или мотокроссовая? На поверку оказалась автокроссовая.
В сухую погоду, на гружёном мотоцикле, в одиночку, почти без тени при +35 катать по ней было скучно. Я проехал всего один круг на низких передачах не снимая багажа и сразу же поехал дальше по основному маршруту. На такие трассы нужно ехать дружной компанией, когда не очень жарко, а грунт немного (или много) влажный — вот тогда это и польза и развлечение.
А это озеро Слидец — расположено совсем рядом с Лукомским, но совершенно не похожее на него. Лукомское — широкое, с плавными берегами, Слидец же немного похож на горное — узкое, длинное, дальний от шоссе берег высокий, поросший лесом.
Святые источники, расположенные рядом с Лепельским военным полигоном. Нашёл я их случайно — просто проезжал через лес, а в лесу множество указателей направляющих прямо к ним.
Озеро Чарнец. Заскочил на него по пути. Берег зарастает зыбуном (зыбун, сплавина), со стороны шоссе есть удобное место для кемпинга.
Озеро Неколочь. Популярное у туристов за удобное расположение, резкие перепады высоты сразу от съезда с шоссе и чистый песок на дне.
Лепельские ландшафты
Озеро Долгое, возле д.Камень.
Характерная для Витебской области сельхозкультура: борщевик Сосновского. Его правда уже давно никто специально не высаживает, но и войну ему похоже не объявляют. Местами видно, что его периодически выкашивают, а местами не трогают совсем. Из всех мест и областей в Витебской его можно встретить гораздо чаще, причём именно такой: гигантский, правильно сформировавшийся. Чаще по стране встречается какая-то другая или менее жизнестойкая разновидность — ниже, меньше, незаметнее…
Но вот дорога ныряет в подлесок и пробегает мимо небольшого верхового болотца. Периодически возникает ощущение, что она, дорога, вот-вот закончится и придётся разворачивать мотоцикл глубоко засевший в зарослях.
Но не застреваю — удаётся проехать дальше. И снова просторы и ухоженные, но высохшие под солнцем пастбища.
Озеро Отолово (Атолава) — большое по протяжённости с сильно изрезанной береговой линией. Глядя на карту создаётся впечатление, что это группа озёр, соединённых между собой протоками. Вероятно здесь будет интересно походить вдоль берега на байдарке.
В Ореховно натыкаюсь на усадьбу Гребницких. Ничем не обозначена, состояние заброшенное, при этом сама деревня (?) обжита и ухожена.
ДОТ возле озера Сердово и чуть дальше ещё один. Дорога, на которой они установлены очень хорошо простреливается, надеюсь это свойство им больше не пригодится.
Ещё немного позже выкатил на берег Западной Двины. Здесь ветерок! Тенистый ясень и скамеечка под ним… Россыпь валунов подсказывает, что здесь когда-то было военное укрепление. Но вот я сумел рассмотреть место где ходит паром и стало понятно, что если я прямо сейчас не отправлюсь туда, то придётся сидеть на лавочке ещё долго — до следующего рейса.
Как и в прошлый раз, город Дисна остался не осмотренным… В предыдущий раз я заезжал сюда с северного берега, вместо парома тогда курсировал небольшой катер, а мы с товарищем остро нуждались в наполнении бака бензином и в мыслях о топливе, мы укатили в Верхнедвинск (бензина хватило впритык). В этот раз меня подгоняла жара — я надеялся до полудни найти подходящее место для сиесты. Не нашёл.
А эта симпатично-извилистая дорога ведёт в деревню Изубрица, расположенную на берегу одноимённого озера. Вроде как озеро закрыто для любительской рыбалки, но на самих стоянках, к слову очень качественно обустроенных, никакой информации не наблюдалось, только на одном из съездов с трассы. Впрочем, я не рыбак и помешать мне было трудно — я и так приехал, чтоб ничего здесь не делать.
Единственное селфи в этой поездке. Да и единственная ночёвка, начавшаяся вовремя — часов в 6 вечера. В остальные вечера мне удавалось остановиться только на закате, а то и позже.
Но искупаться мне не удалось, точнее я не смог решиться погрузить себя в зелёный бульон (наверное с приправами не угадали) — озеро мелкое, небольшое и в эту жару оно зацвело. Было странно ощущать под ногами песок, но не видеть дна даже сквозь 10 сантиметров воды.
Встретив рассвет на озере Изубрица, я удалился в главную часть своего пробега.
Озеро Аксёново
В этом году брусника под запретом — выход в лес жэсточайшэ запрещён, в связи с аномальной засухой.
Неприятно, когда встречаешь брошенные деревенские дома, но когда попадается никому не нужный городок… Деревня Павлово: брошено большинство домов, хороших и не очень, но жители ещё есть и как раз передо мной заезжала почтовая машина…
Озеро Шевино (Шэвіна). Мост изображённый ниже когда-то был крепким, но к моему приезду развалился и хоть тропинка всё ещё пересекала речку, ехать этим мостом я не решился.
Озеро Шевино с другого берега. Здесь есть несколько хороших, удобных, обустроенных стоянок, красивые виды и небольшой учебно-тренировочный брод, в который я как-то совсем бездумно сунулся: на вид он был не глубокий и забыв, насколько обманчивой бывает вода, я с восторгом в неё ринулся. Но глубина интенсивно нарастала и восторг начал сменяться ужасом и бессильным протестом, без последствий заглушиться уже не получалось: остановишься — мотор зальёт, а мотоцикл опрокинет течением. Пришлось бы здесь оставаться в лучшем случае на просушку, а в наиболее вероятном — на ожидание эвакуатора или ремонт двигателя.
Так что основное правило туризма остаётся неизменным (маршрут должен быть пройден без потерь) и тесно взаимодействуют с народной мудростью (не зная броду — не суйся в воду).
Далее я попытался объехать озеро Узвечье с севера.
Брод и бобровая плотина. И то и другое гидротехнические сооружения, но гидры — воды, ждать здесь не скоро, её скудные остатки скопились в тихих заболоченных протоках.
Чем дальше ехать — тем незаметнее становится дорога. В какой-то момент мотоцикл начинает протестовать против пассажироперевозки водителя, но ещё согласен ехать сам по себе — водитель прыгает по колее над мотоциклом, стараясь подтолкнуть вперёд или разгрузить в нужный момент переднее колесо, в то время как заднее, дополнительно прижатое багажом понемногу движет всё это безобразие вперёд.
Один раз даже удалось упасть и, что очень редко бывает, сфотографировать упавший мотоцикл, прежде чем начать его поднимать. Плюсы верхнего размещения багажа превратились в минусы — кроме руля не за что ухватиться, чтоб поднять упавший мотоцикл — всё спрятано под грузом.
Через какое-то количество килокалорий дорога вышла на луг, который в начале показался озером, из-за яркости. Дальше луга дороги не нашлось — метров 100 ехал по непонятной просеке, либо протоке, после которой начиналась вырубка, откуда почти в нужном направлении шла лесовозная раскисшая дорога. Было трудно, но потом я увидел след классического Минского мотоцикла и, силой убеждения, бодро поспешил вперёд.
В итоге озеро Узвечье (Узвечча) я по северному берегу объехал, за что был награждён очень неожиданной для такой местности стоянкой на берегу — после извилистой грунтовки через лес на берегу была асфальтовая площадка, явно подсыпанная и похожая на несостоявшуюся пристань. Только фотографий почему-то не сделалось.
Озеро Городно, заехал сюда просто из-за названия. На озере с таким же названием проходит ежегодная встреча любителей мотоциклов эндуро с форума Djebel-Club.ru , но в 400км северо-восточнее.
А возле деревни Мураги стоит памятник поэту Яну Борщевскому (Ян Баршчэўскі), и что нетипично — полноценно обозначенный дорожным знаком и указателем. К моему (условному) стыду, я про этого поэта не знаю ничего и даже обратившись к интернету, прочитал лишь скудно изложенную биографию и несколько произведений.
Поўняць на захад ад Неўля прастору
Вобразы дзікай прыроды:
Лесам, як ценем, укрытыя горы
І ў берагах цёмных воды.
Зелень травы скрозь ды чырвань тут моху
Роўна даліну заслалі;
Ёсць пасяродку яе вады троху,
Што як люстэрка з аддалі.
Возерам колісь была роўнядзь тая,
Лодкі рыбацкія мела;
Ветрам узнятая хваля крутая
Ля берагоў тых шумела.
Час (ён спаўняе заўжды прызначэнне)
Хвалі пазбавіў свабоды;
Зверху раскінуў з траў дзікіх скляпенне,
Сціснуўшы возера воды.
(отрывок)
Озеро Нещердо большое, с сильно развитой береговой линией. Посередине полуостров на который, по моему навигатору, идёт хорошая грунтовка. На самом полуострове кусочек обозначен как жилой — видимо какая-то турбаза. Вооружившись такой логикой я поехал в разведку. Хорошая грунтовка оказалась хорошей только для меня (фото выше), даже среднему внедорожнику здесь приходится не сладко.
В конце дороги два холма, первый из которых похож на городище, со срезанной вершиной и свежепосаженными молодыми соснами, на втором — кладбище. Судя по каменным крестам — древнее.
Ночевать на кладбище не в моих привычках, пришлось продолжить поиски.
Озеро Глубочино
Лагерь на озере Неклея. Расположился поздновато — купаться было уже холодно, пришлось предаться обжорству и крепкому сну.
Озеро Неклея
Утро было росное, солнечное, а дорога сразу через лес, ныряла на Дретуньский полигон, краешком которого я проехался.
В отличие от Минского полигона, куда выгуливается половина экшн-Минчан, на Дретуньском совсем мало людей, есть красивые озёра и реки, большая территория и более разнообразная природа.
Озеро Тросно, на северном берегу удобная парковочная площадка для любого вида техники — от самоката до самоходки.
Мост через протоку меж озёр Лешно и Невежа
Командно-наблюдательный пункт. Когда-то очень крупный, нынче разворочен, разворован и, возможно, даже взорван местами. Теперь это высокий холм, более 30 метров, на который можно взбираться.
Некоторые дороги всем своим видом показывают, что ехать по ним бессмысленно, но я им не верю — еду до упора. В мост, которого нет, через речку Дродбитка.
Озеро Волынец
На Большом Белом озере сделал остановку — очень интересное и удобное место для кемпинга, красивейший лес, чистейшая вода — сюда обязательно нужно вернуться.
Дорога немного похожая на горную — с одной стороны гора, с другой пропасть.
Да и остальная часть дорог, бегущая мимо Большого и Малого Белого озера и озера Свино заслуживает внимания: ландшафт, чистота воды, красота леса, минимум деревень — вот где отдых!
А вот с мостами мне в этой поездке катастрофически не везёт! В этот раз ручей Чернец и речка Копань не пустили меня на нужный мне берег.
Но пришлось из этого края выехать и двинуть дальше. Проезжая через мало-населённый пункт Пролетарск, даже не понял, что это за сверхсекретный объект, с названием стратегически-важного объекта… Всё заросло, очень густо заросло деревьями…
Дальше в Городок на АЗС, в магазин и снова в жару.
От Городка проехался по нелогичной кривой, петляя по местным дорогам ради посмотреть на людей, не останавливаясь при этом.
И уткнулся в речку Чернуйка. Нашёл на ней целых три брода и ни один из них не решился преодолеть — время клонилось к закату и мочить ноги при изучении дна очень не хотелось — я поехал в объезд и наткнулся на ещё один брод, тоже мокрый, немного менее глубокий, более предсказуемый и очень красивый брод в деревне Пруд.
Туманы на и возле озёр Ромашково и Озерки
Паром в г.Сураж — как и в Дисне курсирует раз в час, проезд бесплатный.
Озеро Большое Ореховское.
Озеро было одной из моих финишных целей и я объехал его максимально полно, насколько это можно было себе позволить в той ситуации.
Гидроэлектростанция на Тетёрском водохранилище реки Друть.
1500 км, 5дней, температура днём до +35, ночью около +12.