Осенью 2015 года клуб любителей хорошо покататься, организовал соревнование по gps-ориентированию, с кодовым названием Mozg-OFF trophy, среди мотоциклов нормальной такой и повышенной проходимости различных классов. Среди заявившихся на участие присутствовали колясычи (мотоциклы с коляской), турынды (туристические эндуро), харды (нормальные эндуро) и квадры (маньяки на прыгающих тракторах).
Мой нормальный эндуро сам на такие расстояния быстро уже не ездит (ремонта просит), а места в прицепе до Гродно мну не нашел, потому выбор пал на турынду Honda TransAlp, на которой мы вдвоём с Н. быстренько с утра прискакали за 300км к месту соревнований по асфальту.
Для упрощения жизни себе и людям, с вечера организаторы опубликовали файл с координатами игрового поля. А по приезду ещё и выдали бумажную карту с изображением ближней части Гродненского полигона и точек, которые предстояло найти.
Брифинг, некоторое время на подумать и собраться и ещё чуток на побродить по лагерю. Кофр я брать с собой не хотел, кое-как привязал к багажнику инструмент и воду в дорогу, снял часть тёплой одежды и начал думать о стратегии.
В таких соревнованиях самое главное — это стратегия. Можно быть сильным гонщиком, но увязнуть в толпе, или нерационально составить себе маршрут, или потратить слишком много сил в самом начале и потерять из-за этого темп на второй половине дистанции или даже при возвращении к финишу.
По карте получалось, что наиболее короткий маршрут будет по вытянутому овалу или даже восьмёрке, с короткими радиальными вылазками на сами точки. Ещё из карты и правил следовало, что точки делятся на 2 группы сложности. за точку «А» давали 1 балл, за «Б» — 2, к тому же на самой удалённой точке А14 был спрятан «Золотой ключик», который приносил предъявителю ещё 3 (?) балла. Я пораскинул отсутствием мозга (мозг-off) и пришел к выводу, что в случае с ключиком ловить мне нечего, нормальный эндуро доедет до него по здешним дорогам гораздо быстрее тяжёлой турынды, потом мне придумалось, что в сторону точки А01 и далее по нарастающей поедет большая часть народу и забил в прицел навигатора «последнюю-крайнюю» Б17, заодно надеясь удовлетворить своё любопытство (бОльшая сложность = интереснее кататься) и уменьшить количество соперников, движущихся тем же маршрутом — меньше пыли, неожиданностей, очередей, больше самостоятельности и автономности.
И да, это не очепятка — в лесу бывают очереди и про них нужно знать: для взятия точки нужно с ней в обнимку сфотографироваться. Если точка расположена в труднодоступном месте или просто на узкой тропе, то 3-4 участника потратят на фотофиксацию 2-3 лишние минуты, что в пересчете на 20-30 точек даст 1-1.5 часа неэффективно потраченного времени.
Старт для зрелищности сделали по принципу «ле-ман», что давало возможность понаблюдать за участниками, кто, куда, с каким рвением поедет. Как и оказалось, большинство рвануло в сторону А-01.
С первой же сотни метров пришлось вникать в некоторые особенности и тонкости соревнований. Так например дороги имеющиеся на карте могли быть давно заброшенными на местности и наоборот — некоторые отличные дороги начисто отсутствовали в навигаторе. Или вот увязался я за колясычами и понял, что отчаянные они ребята и мне на мотоцикле с пластиковой защитой картера за ними следом ехать не стоит…
Дорога к точке Б17 была очень ровной, накатанной, но с обратной стороны. Мне по ней никуда не по пути, за то та, которую я назвал дорогой и с которой мне было по пути, была кривая, заросшая и проходимая только мной и мне подобным.
После Б17 пришлось немного вернуться и продолжить движение по общей стрелке к А18. Та же песчаная дорога и тоже не самое простое взятие. Хм… Непонятно… Но времени на долгие размышления нету, едем дальше.
А09 я искал гораздо дольше, чем Б07. В результате Б07 была взята первее. Вот только дорога к ней была не из простых — песок и подъёмы, неровные, но глубокие колеи. На несоответствующей резине здесь можно было и завязнуть или просто не проехать. Но я всё больше и больше прихожу к тому, что сильно-асфальтовая резина на турынде не нужна — это не спортбайк и нечего на нём лётать.
Хорошая резина в дальнейшем была одинаково-сильно нужна на обоих уровнях сложности, причём сильнее всего на основных перегонах по глубокому песку, а на взятии точек скорость снижалась и было много альтернативных траекторий.
А09 оказалась не из лёгких, к тому же спрятанной «за углом» — местность, на которой мы соревновались — это полигон и плотность наезженных дорог здесь местами зашкаливает.
На Б10 я угодил в очередь. 3 или 4 квадроманьяка (сейчас уже не помню) фоткались возле таблички, к тому же местность была неровной и дело двигалось не быстро.
Обдумывая свой маршрут после соревнований, я пришёл к интересному выводу — мне повезло, что в самом начале соревнований я попал именно на эти 5-7 точек. Здесь сложность взятия точек типа «Б» — нормальной сложности была почти равна по времени взятию облегчённых точек «А», при большем призовом «весе».
К точке Б49 я подъезжал по целине — тех дорог, по которым нужно было сюда взобраться, на навигаторе не существовало и самое простое было просто проехаться по лесу, поглядывая на высокий холм, на котором в итоге точка и гнездилась
Некоторые точки при общей лёгкости подъезда были спрятаны в зарослях. А рядышком столик, навес, скамеечки. Так и хочется здесь на обед остановиться…
А06 не совпадала с координатами метров на 100, причём находилась на другой стороне от дороги и искать её пришлось долго.
К «Б05″ пришлось скакать по кочкам через вырубку.
Самая дальняя точка маршрута. Здесь был спрятан тот самый «Золотой ключик», за который давали дополнительные очки.
Точке А16 вполне можно было присвоить повышенную сложность. Хоть найти её было и не сложно, но изобилие корней, песка и брёвен делали её труднодоступной.
На этой точке встретил участника на заряженной СуперТенере, который устало рассказал, что взял уже всё что смог. Я вежливо поддержал беседу, а про себя думал — вот на таком аппарате надо участвовать в соревнованиях и о том что, с такими темпами мне просто нечего дальше ловить и надо просто получать удовольствие от прогулки. К слову удовольствия было выше крыши, приятная погода, интересная местность, не слишком глубокий песок, на котором я в этой поездке освоил новый для себя приём, положительно влияющий на скорость передвижения.
В общем я решил немного снизить рвение и просто аккуратно доехать до финиша. В запасе у меня был почти час времени и я успел взять ещё несколько точек.
На точке А04 координаты не совпали метров на 150 и пришлось потратить минут 15 времени на её поиск.
Точка А03 была лёгкой, но рядом с ней была сложнейшая песчаная колея в гору, на которую я конечно же залез, не поверив, что точка может располагаться в более легкодоступном месте.
После этой точки я отправился на финиш, подсчитав, что лучше я приду без опоздания, чем получу штраф, в попытке заработать ещё 1 очко. На финише зарегистрировали 3:48 времени и 22 балла. На деле я набрал на 1 балл больше, но из-за собственной неорганизованности не смог назвать одну из взятых точек. Впрочем мне это не пригодилось. При оглашении результатов я оказался на 1 месте в своём классе, опережая следующего участника на 5 баллов, а пилот на СуперТенере, как оказалось, участвовал в классе хард.
Приятно удивило участие в соревнованиях молодого поколения — ребята 12-14 лет, на лёгких хардах встретились мне в середине маршрута. Было видно, что им не легко, но они были упрямы и настойчивы.
Вот такой у меня получился маршрут. Жёлтыми указателями обозначены пройденные километры, а синими обозначены все остановки в пути. Это издержки программы gpsloglabs которой я обрабатываю треки.
После взятия очередной точки, я отыскивал в навигаторе следующую — наиболее подходящую в данной ситуации. Таким образом маршрут адаптировался к имеющимся условиям и был шанс не переусложнить себе задачу гаданиями по OpenStreetMap.
Всего я потратил 3 часа 45 минут из которых 2 часа 8 минут я ехал, а 1 час и 37 минут где-то шлялся — навигатор был всё время на мотоцикле. Средняя скорость движения получилась 27 км/ч и наибольшее время я провёл в диапазоне скоростей от 10 до 50 км/ч. Время движения сверх 60 км/ч меньше 2х минут… Пройдено 58 километров. Мотоцикл Хонда ТрансАльп в стоке, оснащён передними дугами и боковыми багажниками, обут в изношенную Митас Е-07.
Дороги, по которым довелось ездить — грейдер, не разъезженный песок, рыхлый песок, подъёмы до 30-35 градусов, высота крутых подъёмов не больше 10-15м, глина, твёрдый грунт, грейдер. В болото я не залез, хоть и пытался. Попадалось немало брёвнышек, зарослей, ямы, колеи, кочки, квадроциклы, фотографы.
В качестве навигатора использовался телефон-андроид с 4-дюймовым монитором, программа Навител 9, в качестве крепления — велосипедная сумочка со специальным отделением с прозрачной стенкой.
После соревнования всех угощали вкусным пловом, несколько человек остались с ночёвкой, но большинство собралось и дружно разъехались, чем удивили и немного расстроили поваров. Но и мы не стали засиживаться, собрались и укатились в закат Минск.
Или может всё-таки в закат?
В п.Озёры сделали остановку, посмотреть на озёра и закатное небо.
Соревнования подготовлены и проведены клубом любителей мотоциклов эндуро Mozg-Off, город Гродно, огромное им Спасибо за проделанную работу и прекрасно проведённое время!
П.с. они обещали повторить!